Войти

Наши юные смешные голоса. Искусство маленьких шагов, 18

Многие говорят о том, что хотят быть счастливыми. При этом разделяют такой стереотип, что счастье — это некоторый факт жизни, некоторое качество жизни, которое или есть, или нет. Но это не так.

Счастье — это способность выполнять те небольшие действия, которые делают вас счастливыми, избегать тех действий, которые делают вас несчастными, и сознавать это.

В те моменты, когда вы делаете что-то счастливое, вы счастливы. Более того, у счастья есть накопительный эффект, и сегодня можно быть на несколько процентов счастливее, чем вчера.

Ключ здесь, как всегда, во внимательности. Чем больше вы знаете, что те или иные действия делают вас счастливыми, и чем больше вы внимательны в те моменты, когда вы их совершаете, тем счастливее вы становитесь.

Это восемнадцатая запись из серии практических заметок «Искусство маленьких шагов». Каждая заметка содержит один простой и ясный совет о том, как сделать свою жизнь немного более счастливой.

Наши юные смешные голоса

В одном из прошлых выпусков «искусства…» я рассказывал о том, как важно выходить из под власти мыслей и концепций, постепенно приучаясь слышать мысли просто как звуки, как последовательность звуков, возникающую и исчезающую в пространстве нашего сознания. Когда мы слышим мысли-как-звуки, у нас появляется свобода верить им, или нет; следовать им, или нет; давать им силу, или нет. Без того смысла, который мы в них вкладываем, это просто бессмысленные звуки, ничем принципиально не отличающиеся от навязчивой мелодии, которую мы случайно «зацепили», проходя мимо фруктового ларька. А в 16-м выпуске я говорил о том, что смыслы (которые мы формулируем и выражаем в словах и мыслях) не просто можно, но и нужно уметь создавать.

В первом случае мы очищаем сознание и выходим из-под власти смыслов и мыслей, во втором — учимся создавать и формулировать правильные смыслы, которыми мы можем руководствоваться в нашей сознательной, осмысленной жизни.

Настало время поговорить о третьем аспекте мыслей — о голосах, или субличностях.

Достаточно несколько минут тихо посидеть с закрытыми глазами, слушая все возникающие мысли, чтобы увидеть, как они возникают откуда-то из подсознания, из тех глубин, которые практически недоступны нашему вниманию. Чаще всего они связаны с актуальными задачами тела и личности, и являются или памятью о прошлом и обдумыванием прошлых событий, или планированием будущего, или комментарием к происходящему в теле или в самих мыслях. В любом случае, они всплывают из тумана подсознания в ответ на актуальные ситуации, с которыми мы сталкиваемся или которым придаём значение.

Иногда можно видеть, как из более глубоких слоёв всплывают мысли, никак не связанные с актуальной ситуацией. Фантазии, фразы вне контекста, обрывки песен, диалоги и монологи, которые точно не являются тем, что «я думаю». Скорее, это просто поднимающиеся на поверхность пузыри, причудливые результаты скрытых от нашего внимания процессов бессознательной обработки всей той информации, которую мы воспринимаем на протяжении жизни.

Если теперь мы начнём ещё пристальнее наблюдать за возникающими мыслями, мы увидим, что те из них, которые связаны с более сознательной обработкой актуальной информации (которые находятся ближе к «поверхности» нашего сознания), часто следуют определённым шаблонам и схемам. Другими словами, эти мысли-реакции довольно однообразны. В ответ на боль в колене, возникают вот такие мысли. Когда я вижу этого человека, возникают вот такие мысли. Когда я вижу этот брауни с пеканами, возникают вот такие мысли.

И наконец, исследуя возникающие мысли из мгновения в мгновение, от ситуации к ситуации, мы можем вдруг открыть, что в разных ситуациях активируются разные шаблоны. В одних случаях «включается» ребёнок, которому срочно нужно получить внимание, или срочно нужно получить «вот это». В других — включается рассудочный взрослый, тщательно обдумывающий свои решения. В третьих — контролёр, запрещающий «даже и думать об этом»! В четвёртых — жертва, которую «никто не любит», или у которой «ничего путного никогда не выходит».

Интересно, что включаются они последовательно, в зависимости от ситуации, от активации определённых зон мозга, от наших привычек восприятия и поведения. Как часто вы совершали какой-то импульсивный поступок, о котором позже жалели, или даже за который корили и обвиняли себя?

Конечно, ничто не мешает считать, что когда вы совершали это, и потом, когда корили себя за это, это были одни и те же вы. Однако это не совсем верно ни с точки зрения психологии, ни с точки зрения современной нейрофизиологии мозга. И это совсем не верно и с точки зрения буддизма.

Дело в том, что в случае импульсивного поведения («хочу», «злюсь», «боюсь»), поступающая информация обрабатывается в одних зонах мозга (лимбических, рептильных зонах), а в случае сознательного и спокойного отношения к этой информации — в других (префронтальной коре). То есть даже на уровне мозга одна и та же информация воспринимается и обрабатывается по-разному, и в результате — ведёт к разному поведению. Где посреди всего этого мы? Когда я вижу этот брауни с пеканами, память о вкусе и удовольствии от этого шоколадного вкуса, чуть влажной плотной текстуры теста, тягучей янтарной карамели, пробуждает голос желания, вытесняя голос разума. В конце концов, структуры нашего мозга, которые хотят немедленного удовольствия и удовлетворения, на много миллионов лет старше тех структур, которые могут понять, что нам это вредно или в этот момент на самом деле не нужно. Как итог — я действую на основе этого импульса, не в силах противостоять голосу желания.

Когда приходит быстрое удовлетворение, голос желания засыпает, и даёт возможность вновь проснуться голосу разума. Если у этого разума есть склонности к контролю и перфекционизму, он начинает обвинять себя — нас! — в том, что он потерпел неудачу. Не смог удержать нас от соблазна. Но ирония и трагизм ситуации в том, что в тот момент, когда мы покупали этот брауни, его вообще не было. Он был выключен.

Подобные ситуации происходят сотни раз в день и в сотнях контекстов.

Как так получается, что боец Исламского государства, который безжалостно убивает заложников, и он же, вечером нежно глядящий на младенца-сына, это один и тот же человек? Или, точнее, это одна и та же личность? Как так получается, что со своими детьми вы ведёте себя как взрослый, а со своими родителями — как бунтующий подросток?

Субличности включаются последовательно, в зависимости от ситуации, от активации определённых зон мозга, от наших привычек восприятия и поведения. И звучат они разными голосами. С практикой, мы можем учиться всё лучше понимать, чей именно голос начинает звучать в каждой конкретной ситуации. И как и всегда с практикой осознанности, когда мы различаем голос и называем его, мы уже не теряем себя в этом голосе, не идентифицируемся с ним полностью, и остаёмся гибкими, свободными и ясными.

Итак, сегодняшний практический совет заключается в том, чтобы учиться различать то, как в разных ситуациях пробуждаются разные голоса. Учиться различать мысли, формулировки, фразы, настроения, эмоции и телесные состояния, присущие различным голосам. Как мыслит голос страха и что вы ощущаете в тот момент, когда он просыпается? Как мыслит жертва, и в каком состоянии вы оказываетесь? Какие мысли присущи контролёру, как чувствует себя тело во власти контролёра? О чём думает достигатор, и какие эмоции ему соответствуют?

Когда вы распознаёте тот или иной голос, можно дать ему имя, поздороваться с ним по имени. «Привет, контролёр». «Привет, жадность». Очень важно при этом не оценивать голоса и не делить их на плохие и хорошие. Чем меньше вы их оцениваете, и чем больше вы их цените, тем легче вам будет их менять при желании и необходимости. Часто бывает достаточно просто признать их и отметить, чтобы они ушли.

Признать их — это значит понять, что если они поднимаются на поверхность сознания, значит где-то в бессознательной глубине возникает ситуация, которая их формирует. Признать их и назвать — значит получить доступ к той энергии, которую они несут, и свободу использовать её себе и другим на благо.

Помните, эти маленькие шаги способны на самом деле изменить вашу жизнь к лучшему.

Будьте внимательны, и спасибо за внимание!

Практика осознанности помогает мне понять, что внимание управляемо, и я чувствую, что могу научиться контролировать многие процессы, протекающие во мне.
Екатерина Дуганова
Я стал видеть, как мой внутренний мир может каждый день, каждую минуту и каждое мгновение наполняться чем-то новым. Часто это ощущение новизны появляется тогда, когда ты не просто смотришь, но и замечаешь что-то в этот момент, и в следующий. И чем внимательнее смотришь, тем полнее проживаешь то, что с тобой происходит. Когда же практика становится частью жизни, частью тебя, то ты вдруг сознаёшь, что процесс этот может быть бесконечным.
Роман Финогеев
Для меня практика базовой внимательности стала источником особенного взгляда на собственную жизнь. Почему именно «взгляда» — потому что учит смотреть, не закрывая глаза, не отворачиваясь, абсолютно на все, что происходит со мной и с моей жизнью. А почему «особенного» — потому что он теплый, любящий и внимательный. И эта простая комбинация дала мне и продолжает давать свои плоды, разворачиваясь в новые и новые возможности каждый день.

Оставайтесь с нами на связи!